6. Организация разработки и согласования проектов на строительство нефтяных и газовых скважин в системе министерства нефтяной промышленности

Особенность организации проектирования строительства добывающих, нагнетательных и разведочных скважин на нефть и газ в отрасли состоит в том, что в цикле работ по созданию проекта на строительство данной скважины (группы скважин) сочетаются интересы заказчика (территориального нефтегазодобывающего объединения либо подчиненного ему нефтегазодобывающего управления, обладающего статусом юридического лица), генерального проектировщика (территориального научно-исследовательского и проектного института нефтяной промышленности), сторонних субподрядных специализированных проектных организаций и основного ответственного исполнителя работ по строительству проектируемой скважины (группы скважин) – генерального подрядчика (бурового предприятия). Взаимодействие этих организаций на разных стадиях разработки проектно-сметной документации (ПСД) на строительство скважины должно быть направлено на поиск лучших инженерных решений, на экономию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соответствующих самым высоким требованиям.

Решения о проектировании и строительстве добывающих нефтяных, газовых, нагнетательных и разведочных скважин принимаются территориальным нефтегазодобывающим объединением исходя из намеченных директивными органами схем развития и размещения нефтегазодобывающих мощностей на основе утвержденных в установленном порядке проектов разведки площадей и проектов разработки месторождений.

В соответствии с установившейся практикой и решениями Министерства нефтяной промышленности проектирование строительства добывающей нефтяной, газовой, нагнетательной, разведочной скважины (группы скважин) осуществляется специализированным отделом проектирования строительства скважин, который, будучи структурным подразделением проектной части территориального научно-исследовательского и проектного института либо другой организации Министерства нефтяной промышленности, разрабатывающей проектно-сметную документацию для подсистемы бурения соответствующего нефтегазодобывающего объединения, несет ответственность за весь комплекс работ по составлению, комплектации, согласованию, доработке, а также и за обеспечение авторского надзора за правильным использованием проектов и смет на строительство названных скважин.

При составлении проектно-сметной документации на производство всего цикла подготовительных, вышкомонтажных, буровых и заключительных работ отдел проектирования строительства скважин тесно сотрудничает с подразделениями научной части, подразделением по механизации инженерно-технических и экономических расчетов, со службой технического обеспечения своего территориального научно-исследовательского и проектного института (либо иной проектной организации нефтяной промышленности), а также с субподрядными проектными, научно-исследовательскими и изыскательскими организациями, привлекаемыми к выполнению отдельных частей проектов строительства скважин.

Будучи основными проводниками научно-технического прогресса во всех сферах нефтяного производства, научно-исследовательские и проектные организации нефтяной промышленности должны обеспечивать высокий технический уровень и подлинную исполнительную силу рабочих проектов и смет на строительство нефтяных, газовых, нагнетательных и разведочных скважин, чтобы получать на этой основе возможность технически и технологически эффективного и в то же время экономичного бурения и заканчивания скважин как долговременных горно-технических сооружений, отвечающих повышенным требованиям к их конструкционной прочности, герметичности разобщения пластов, эксплуатационной надежности, обеспечивающих соблюдение регламентированных достаточно жестких условий охраны недр, экономного расходования разведанных ресурсов углеводородов и защиты окружающей среды.

При составлении проектов и смет на строительство скважин все территориальные научно-исследовательские и проектные институты и другие организации Миннефтепрома наделены правом вести проектно-изыскательские работы для подсистемы строительства скважин.

Вместе с тем при составлении ПСД на строительство скважин генеральный проектировщик руководствуется основными техническими направлениями в проектировании буровых работ, исходя из современного состояния и ближайшей перспективы развития соответствующих областей фундаментальных и отраслевых наук, технологии и организации строительства скважин.

Проектные решения, используемые в рабочем проекте на строительство скважины (группы скважин), принимаются специалистами-проектировщиками, которые используют при этом существующие инструкции по проектированию и строительству скважин, отраслевые регламенты и регламенты, утвержденные соответствующим нефтегазодобывающим объединением, стандарты на технические средства, материалы и изделия, а также стандарты предприятий – генерального подрядчика (бурового предприятия) и субподрядных организаций.

При составлении ПСД на строительство скважин широко применяется действующая межотраслевая нормативная документация, в том числе: Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений СН 202–81*; действующая Инструкция по составлению проектно-сметной документации на строительство нефтяных и газовых скважин; Макет технического проекта строительства нефтяных и газовых скважин; Технологические регламенты на проектирование строительства нефтяных и газовых скважин; утвержденные в качестве строительных норм и правил и внедренные с 1983 г. Сборники элементных сметных норм на строительные конструкции и работы (Сборник 49. Скважины на нефть и газ) и Сборники единых районных единичных расценок на строительные конструкции и работы (Сборник 49. Скважины на нефть и газ); Методические указания о порядке пересмотра проектов и пересчета сметных норм на строительство нефтяных и газовых скважин на новые сметные нормы и цены, вводимые в действие с 1 января 1985 г.; утвержденные и с 1984 г. внедренные в нефтяной промышленности Сметные нормы времени на промыслово-геофизические исследования в скважинах; Сметные нормы времени на испытание нефтяных, газовых, газоконденсатных, гидрогеологических объектов в разведочных, опорных, параметрических, поисковых скважинах и освоение объектов в эксплуатационных скважинах; Методические указания о порядке расчета индексов изменения сметной стоимости строительства скважин за счет внедрения с 01.01.1985 г. новых сметных норм сборника ЭСН № 49 (расценок Сборника ЕРЕР № 49, новых оптовых цен и тарифов), а также прогрессивные действующие местные нормы и расценки, учитывающие достижения научно-технического прогресса и накопленный опыт совершенствования организации труда в сфере строительства скважин в отрасли.

Вместе с тем составление проектно-сметной документации на строительство скважин осуществляется с учетом рекомендаций по использованию результатов законченных научных исследований, опыта применения прогрессивных технологий буровых процессов, эффективных технических средств и материалов, ведомственной служебной информации о поставках в нефтяные районы нового бурового и специального оборудования, забойных двигателей, долот, нефтепромысловых труб, многих других изделий и материалов, для строительства скважин, а также с учетом издаваемой межотраслевой информации о разработанных и принятых к выпуску новейшем буровом оборудовании, породоразрушающих инструментах, средствах малой механизации и специальной техники, новых трубных изделиях, строительных, вяжущих и специальных материалах, добавках к буровым и тампонажным растворам и др.

В ходе выполнения проектных работ для подсистемы бурения любой отрасли, связанной с этим видом горно-технического строительства, оперативно учитываются указания Госстроя СССР, Стройбанка СССР и руководства соответствующей отрасли (например, Миннефтепрома, Мингазпрома, Мингео СССР и др.) по вопросам, касающимся организации проектного дела и повышения качества проектов и смет на строительство скважин.

В системе Министерства нефтяной промышленности комплекс мероприятий по подготовке к проектированию и собственно проектирование строительства единичной скважины (группы скважин) включает следующие стадии: а) разработку задания на проектирование; б) составление рабочего проекта и сметы к нему.

Проектно-сметная документация на строительство скважины составляется при наличии утвержденного проекта разведки площади или проекта разработки месторождения, графика выдачи заданий на проектирование и готовой проектно-сметной документации на строительство скважин, в соответствии с заданием на проектирование, утвержденным в установленном порядке. При этом по каждому индивидуальному (групповому) рабочему проекту генеральный проектировщик назначает (из состава бюро главных инженеров проектов института) главного инженера проекта, ответственного за проект в целом.

Касаясь разработки и комплектации индивидуального рабочего проекта на строительство скважины либо группового рабочего проекта на строительство нескольких сходных по глубинам и конструкции скважин, следует отметить, что на современном этапе развития организации проектирования буровых работ в системе Министерства нефтяной промышленности отделы проектирования строительства скважины территориальных НИПИнефть не в состоянии выполнить проектирование отдельных работ, входящих в цикл строительства либо связанных со строительством скважин. К таким, например, относятся бурение и обустройство артезианской скважины для водоснабжения буровой, рекультивация участка земли, занимаемого буровой вышкой и привышечными сооружениями, строительство индивидуального морского основания либо приэстакадной площадки и др.

В связи с этим для разработки отдельных вопросов, которые не могут быть разрешены генеральным проектировщиком, последний привлекает на договорных началах специализированные проектные организации, научно-исследовательские институты или пользуется их материалами.

Задание на составление проектно-сметной документации на строительство единичной скважины (группы скважин) разрабатывается генеральным проектировщиком, согласовывается с заказчиком и генеральным подрядчиком, а затем утверждается производственным нефтегазодобывающим объединением в соответствии с разработанным ВНИИОЭНГ Положением о разработке и согласовании проекта на строительство скважин в системе Министерства нефтяной промышленности.

Основные направления деятельности заказчика в комплексе мероприятий по разработке и согласованию рабочего проекта на строительство добывающей нефтяной, газовой, нагнетательной и разведочной скважин на нефть и газ, в частности, состоят в том, что заказчик (нефтегазодобывающее управление – НГДУ – либо производственное нефтегазодобывающее объединение) выдает заказ-наряд генеральному проектировщику на производство изыскательских работ и проектирование строительства скважин, ведет контроль за ходом составления рабочего проекта, принимает от Генерального проектировщика проектные и сметные материалы, проверяет их качество и соответствие утвержденному заданию на проектирование, утверждает либо представляет их на утверждение в вышестоящую инстанцию.

6.1. Организация согласования и выполнения заказ-наряда на разработку проектно-сметной документации на строительство единичной скважины (группы скважин)

Важнейшей предпосылкой для достижения, казалось бы, несовместимых целей – повышения качества проектно-сметной документации (ПСД) на строительство добывающих, нагнетательных и разведочных скважин на нефть и газ, с одной стороны, и сокращения трудовых затрат специалистов заказчика генерального проектировщика и генерального подрядчика, вовлекаемых в подготовительные и проектные работы, с другой, является упорядочение организации согласования и выполнения заказ-наряда на разработку ПСД указанного назначения. Такая работа выполнена ВНИИОЭНГ в рамках НИР по исследованию и разработке организационных мероприятий и документации по проектированию и строительству скважин. При этом в основу совершенствования проведения этих мероприятий было положено требование минимизации затрат рабочего времени специалистов заказчика, генерального проектировщика и генподрядчика на согласование основных этапов организации проектирования строительства скважин.

Выступающее в качестве заказчика нефтегазодобывающее управление (либо производственное нефтегазодобывающее объединение) в срок до 1 июля (с опережением на полтора года до начала планируемого календарного периода производства суровых работ) выдает генеральному проектировщику перечень добывающих, нагнетательных и разведочных скважин на нефть и газ с распределением объемов проходки генеральным подрядчикам – буровым предприятиям, совмещенные графики строительства скважин, а также производит вынос скважино-точек на местность.

В течение 10 дней после получения этого перечня скважин генеральный проектировщик определяет и согласовывает с заказчиком необходимость составления ПСД на строительство скважин. При этом допускается возможность повторного использования существующей ПСД на строительство скважин по согласованию с заказчиком и каждым генеральным подрядчиком.

Тем временем заказчик, заручившись согласием проектной, организации, в 15-дневный срок (исчисляемый от установленного с 1 июля начала составления ПСД на строительство скважин на очередной проектируемый календарный период производства буровых работ) выдает генеральному проектировщику заказ-наряд на производство работ по составлению заданий на проектирование и ПСД на строительство скважин. Заказ-наряд подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-заказчика и утверждается генеральным директором производственного нефтегазодобывающего объединения.

В связи с бурным расширением географии размещения геолого-поисковых и разведочных работ на территории страны во-многих случаях возникает необходимость разрабатывать ПСД на строительство скважин на новых разведочных площадях. При таких обстоятельствах предприятие-заказчик вместе с заказ-нарядом выдает генеральному проектировщику задание на составление ПСД на обустройство впервые вводимых в разбуривание разведочных площадей. По согласованию с генеральным подрядчиком заказчик определяет состав объектов и объем работ по обустройству, определяет обоснованность заложенных объемов работ по обустройству вновь вводимых в разведку площадей.

На основании полученного заказ-наряда на производство работ по составлению заданий на проектирование и ПСД на строительство скважин генеральный проектировщик в срок до 1 сентября (т. е. за 1 год и 4 мес до начала планируемого периода производства буровых работ) составляет График выдачи заданий на проектирование и готовой ПСД на строительство нефтяных и газовых скважин и передает этот документ в соответствующее производственное нефтегазодобывающее объединение для утверждения.

Получив из производственного нефтегазодобывающего объединения утвержденный График выдачи заданий на проектирование и готовой ПСД на строительство нефтяных и газовых скважин, генеральный проектировщик в 15-дневный срок составляет и отправляет заказчику на оформление проект договора на производство проектно-изыскательских работ.

В течение 10-дневного срока со времени получения договора на производство проектно-изыскательских работ заказчик должен .подписать его (либо известить генерального проектировщика об отказе подписать договор) и вслед за этим в течение пяти дней представить финансирующему банку один экземпляр подписанного им договора.

После обеспечения предусмотренных договором проектно-изыскательских работ финансированием генеральный проектировщик приступает к составлению ПСД на строительство скважин согласно Графику выдачи заданий на проектирование и готовой ПСД на строительство нефтяных и газовых скважин на основании договоров, заключенных с заказчиками. При этом в отдельных случаях продолжительность проектирования определяется по сетевому графику на составление проектно-сметной документации на строительство скважин, утвержденному производственным нефтегазодобывающим объединением.

Следует иметь в виду, что сроки выдачи заказчику ПСД на строительство скважин в договоре на производство проектно-изыскательских работ и в Графике выдачи заданий на проектирование и готовой ПСД на строительство нефтяных и газовых скважин, утвержденном производственным нефтегазодобывающим объединением, должны быть едиными.

В соответствии с разработанным ВНИИОЭНГ Положением о разработке и согласовании проекта на строительство скважин в системе Министерства нефтяной промышленности генеральный проектировщик должен разработать, согласовать, организовать экспертизу, утвердить и передать ПСД на строительство скважин по принадлежности, начав и закончив цикл этих работ соответственно за полтора года и за полгода до начала проектируемого календарного периода производства буровых работ. В случае задержки заказчиком исходных данных или финансирования проектно-изыскательских работ сроки выдачи ПСД переносятся на соответствующее время задержки.

Разработка годового плана строительства добывающих, нагнетательных и разведочных скважин на нефть и газ, в котором формулируются и научно обосновываются как темпы роста добывающих мощностей в нефтяном районе, так и средства обеспечения этих темпов, является исходным пунктом для планирования проектно-изыскательских работ для подсистемы строительства скважин, подлежащих выполнению силами соответствующего территориального научно-исследовательского и проектного институтов нефтяной промышленности. При изменении плана буровых работ в районе деятельности данного нефтегазодобывающего объединения, продиктованном интересами развития отрасли в этом районе, оперативно изменяются и планы проектно-изыскательских работ. По получении производственным нефтегазодобывающим объединением от Миннефтепрома окончательных показателей плана буровых работ на планируемый год, ранее принятые объемы строительства скважин корректируются. При необходимости составления ПСД на строительство дополнительных скважин (не включенных в ранее утвержденный График) на них оформляются заказы-наряды, а в График выдачи заданий на проектирование и: готовой ПСД на строительство нефтяных и газовых скважин и в договор вносятся соответствующие изменения.

Широко практикуемая в последние годы оперативная корректировка планов буровых работ в нефтяном районе зачастую приводит к изменению очередности разбуривания разведочных площадей и площадей разрабатываемых месторождений. Это, в свою очередь, приводит к значительному изменению ранее установленных сроков начала и окончания циклов строительства добывающих, нагнетательных и разведочных скважин. При таких: обстоятельствах возникает необходимость корректировки очередности и сроков осуществления проектно-изыскательских работ.

Перенос сроков составления и выдачи проектно-сметной документации на строительство скважин, установленных Графиком: по ходатайству заказчика или генерального проектировщика может быть решен производственным нефтегазодобывающим объединением.

Проектно-сметная документация на строительство нефтяных и газовых скважин, разработанная территориальными научно-исследовательскими и проектными институтами нефтяной промышленности, до ее утверждения подвергается государственной экспертизе в следующем порядке:

а)  рабочие проекты на строительство скважин сметной стоимостью 3 млн. руб. и выше рассматриваются Управлением экспертизы проектов и смет Миннефтепрома с привлечением структурных подразделений его центрального аппарата;

б)  рабочие проекты на строительство скважин сметной стоимостью до 3 млн. руб. подвергаются экспертизе Главтюменнефте-газом и производственными нефтегазодобывающими объединениями в порядке, ими установленном.

В системе Министерства нефтяной промышленности установлены следующие нормативы проведения экспертизы ПСД на строительство скважин: экспертизу рабочего проекта и сметы на строительство добывающей, нагнетательной и разведочной скважины осуществляет Главтюменнефтегаз или производственное нефтегазодобывающее объединение в течение 20 дней, а Миннефтепром – в течение 30 дней.

Если в процессе экспертизы в рабочем проекте выявлены грубые ошибки и просчеты, то весь комплект ПСД на строительство единичной скважины (группы скважин) направляют на доработку заказчику – в производственное нефтегазодобывающее объединение, руководство которого поручает своему генеральному проектировщику (территориальному НИПИнефть) откорректировать проектно-сметную документацию в соответствии с замечаниями и предложениями экспертизы. При этом исправления в ПСД на строительство нефтяных и газовых скважин производятся в пределах сроков, установленных отделом экспертизы проектов объединения либо отделом по экспертизе проектов на строительство скважин Миннефтепрома.

Следует отметить, что корректировка рабочих проектов и смет на строительство скважин по замечаниям экспертизы существенно удлиняет фактические (против установленных плановых) сроки указанной документации.

Датой фактического окончания составления рабочего проекта на строительство скважины (группы скважин) является дата утверждения его или дата принятия решения о прекращении составления ПСД в связи с исключением соответствующего объекта из плана производства буровых работ.

6.2. Организация согласования и выполнения
задания на составление проектно-сметной
документации на строительство единичной
скважины (группы скважин)

Согласно практике организации проектных работ, установившейся в системе Министерства нефтяной промышленности и закрепленной соответствующими руководящими документами, разработка проектно-сметной документации на строительство добывающих нефтяных, газовых, нагнетательных и разведочных скважин на нефть и газ любой сметной стоимости осуществляется на основании утвержденных заданий на составление ПСД, которые составляются на основе заказов-нарядов, рассматриваются и согласовываются заказчиком и подрядчиком и утверждаются производственными нефтегазодобывающими объединениями независимо от глубины скважины и их назначения. Ниже показано, как происходят согласование и выполнение задания на составление ПСД на строительство единичной скважины (группы) в соответствии с Положением о разработке и согласовании проекта на строительство скважин в системе Министерства нефтяной промышленности.

В соответствии с Графиком выдачи заданий на проектирование и готовой ПСД на строительство нефтяных и газовых скважин генеральный проектировщик готовит задание на составление рабочего проекта и направляет его генеральному подрядчику. Состав и содержание задания на составление ПСД на строительство скважины (группы скважин) определяют в соответствии с действующей методикой составления технических проектов на бурение, крепление и испытание нефтяных и газовых скважин.

Следует отметить, что работу подразделений генерального проектировщика по составлению и выдаче заданий на проектирование координирует и оформляет в единый документ главный инженер проекта.

Получив задание на составление ПСД на строительство единичной скважины (группы скважин), генеральный подрядчик в 10-дневный срок рассматривает его и вместе с дополнительными материалами (утвержденными нефтегазодобывающим объединением нормами времени на механическое бурение и т. п.), справками, обоснованиями и замечаниями направляет заказчику. Замечания и предложения по изменению проектных решений должны иметь подтверждение соответствующими обоснованиями. Причем в перечень вносятся именно те замечания, по которым генеральный проектировщик и генеральный подрядчик не пришли к единому мнению.

Вслед за этим заказчик в 10-дневный срок рассматривает задание на составление ПСД на строительство скважин, при необходимости вносит дополнительные сведения, уточняет и согласовывает его, а затем вместе со справками, обоснованиями и замечаниями направляет в производственное нефтегазодобывающее объединение. При этом в перечне нерешенных вопросов содержатся те замечания, которые выявились в ходе согласования задания между генеральным проектировщиком и выступающим в качестве заказчика нефтегазодобывающим предприятием (либо нефтегазодобывающим объединением).

Производственное нефтегазодобывающее объединение в 10-дневный срок рассматривает задание на составление ПСД совместно с замечаниями заказчика, генерального подрядчика и субподрядчика и утверждает его.

При наличии не разрешенных между сторонами существенных разногласий по отдельным вопросам отдел экспертизы проектов и смет объединения в 5-дневный срок представляет задание на проектирование (вместе с обобщенными замечаниями) на рассмотрение технического совета производственного нефтегазодобывающего объединения. Вслед за этим последнее направляет по одному экземпляру утвержденного задания на составление ПСД на строительство скважин (с протоколом утверждения) генеральному проектировщику, отделу экспертизы проектов и смет и генеральному подрядчику.

Если отдел проектирования строительства скважин местного территориального НИПИнефть не располагает собственными специалистами по проектированию прибуровых водоснабжающих артезианских скважин, генеральный проектировщик на основании заказ-наряда и утвержденного задания на составление ПСД на строительство скважины заключает договор со специализированной субподрядной проектной организацией на составление проектно-сметной документации на бурение и обустройство артезианской скважины для водоснабжения проектируемой бурящейся скважины (группы скважин).

Задания на составление рабочих проектов и смет на строительство нефтяных и газовых скважин подлежат обязательному согласованию с отделами экспертизы проектов и смет территориальных производственных нефтегазодобывающих объединений. Утверждение задания на составление ПСД может быть действительным только при наличии предварительного согласования с названными подразделениями экспертизы.

6.3. Организация согласования комплекта
разработанной проектно-сметной документации на строительство единичной скважины (группы скважин)

Проектно-сметная документация на строительство единичной, скважины (группы скважин), разработанная на основании задании на составление ПСД, отделом проектирования строительства скважин территориального НИПИнефть (другой проектной орга низации Министерства нефтяной промышленности) тиражируется и следующих комплектах: в 8 экземплярах для скважины, сметная стоимость строительства которой равна либо выше 4 млн. руб.; в 7 экземплярах для скважины, сметная стоимость строительства которой меньше 4 млн. руб.

Генеральный проектировщик в готовой ПСД на строительство скважины оформляет подписями первый и третий экземпляры1 (остальные экземпляры ПСД оформляются в производственном объединении в качестве копий). При этом третий и четвертый, экземпляры ПСД на строительство скважины отправляются заказчику и генеральному подрядчику (буровому предприятию) для согласования и оформления документации подписями.

Получив комплект проектно-сметной документации на строительство единичной скважины (группы скважины), заказчик и генеральный подрядчик в течение 7 дней осуществляет ее рассмотрение и оформляют подписями 3-й экземпляр рабочего-проекта (4-й экземпляр ПСД остается у генерального подрядчика) и возвращают его генеральному проектировщику.

При обнаружении в рабочем проекте ошибок и просчетов и возникновении разногласий генеральный подрядчик или заказчик возвращает ПСД на строительство скважины вместе с обоснованными замечаниями и предложениями генеральному проектировщику.

После внесения изменений и исправлений ПСД оформляется подписями соответственно заказчика или генерального подрядчика. В том случае, если замечания и предложения не могут быть приняты генеральным проектировщиком, ПСД с обоснованными замечаниями всех заинтересованных сторон направляется в отдел экспертизы проектов производственного нефтегазодобывающего объединения.

Поступившую от генерального проектировщика ПСД на строительство скважины в производственном нефтегазодобывающем объединении рассматривает отдел экспертизы проектов, чтобы провести экспертизу всей документации (проверяет соответствие полученной проектно-сметной документации заданию на проектирование, соответствие требованиям протоколов технического Совета объединения, оценивает правомерность использования норм, расценок, калькуляций и в целом осуществляет экспертизу рабочего проекта и сметы к нему) либо подтвердить и устранить указанные выше упущения и разрешить разногласия между заказчиком, генеральным подрядчиком и генеральным проектировщиком. Рабочие проекты и сметы на строительство нефтяных и тазовых скважин, разработанные территориальными научно-исследовательскими и проектными институтами (другими проектными организациями, наделенными правом разрабатывать ПСД указанного назначения) нефтяной промышленности, до их утверждения подвергаются государственной экспертизе в следующем порядке: рабочие проекты и сметы на строительство нефтяных и газовых скважин сметной стоимостью 4 млн. руб. и выше рассматриваются отделом по экспертизе проектов и смет на строительство скважин Главного управления капитального строительства Миннефтепрома с привлечением структурных подразделений его центрального аппарата; рабочие проекты и сметы того же назначения сметной стоимостью до 4 млн. руб. подвергаются экспертизе Главтюменнефтегазом и подчиненными непосредственно Миннефтепрому производственными нефтегазодобывающими объединениями в установленном ими порядке.

Если рабочий проект и смета к нему на строительство единичной скважины (группы скважин) относится ко второй из указанных выше категорий скважин, отдел экспертизы проектов производственного нефтегазодобывающего объединения составляет заключение по итогам рассмотрения рабочего проекта.

В случае выявления ошибок, просчетов, других недостатков в рабочем проекте и смете к нему, генеральный проектировщик устраняет замечания экспертов в срок, установленный экспертизой объединения.

Переработка ПСД в связи с установлением в ней крупных недостатков, допущенных по вине заказчика, оплачивается генеральному проектировщику в установленном порядке.

После внесения исправлений в ПСД комплект рабочего проекта вместе со сметой к нему представляется на утверждение. В соответствии с Положением о разработке и согласовании проекта на строительство скважин в системе Министерства нефтяной промышленности регламентирован следующий порядок утверждения проектно-сметной документации на строительство нефтяных и газовых скважин.

На утверждение представляются 1-й и 3-й экземпляры рабочего проекта и сметы к нему. После утверждения 3-й экземпляр ПСД остается в производственном нефтегазодобывающем объединении, а 1-й вместе с заключением отдела экспертизы проектов и протоколом, подтверждающим утверждение документации, направляется заказчику и генеральному подрядчику, где после проставления подписей этот экземпляр оставляется в буровом предприятии для постоянного пользования.

В 4-й экземпляр комплекта ПСД на строительство скважины группы скважин генеральный подрядчик вносит исправления в соответствии с заключением отдела экспертизы проектов производственного нефтегазодобывающего объединения, а затем оформляет его в качестве копии. При необходимости иметь определенное количество копий проектно-сметной документации исправленный после экспертизы 1-й экземпляр ПСД тиражируется: генеральным проектировщиком.

Пятый экземпляр рабочего проекта и сметы на строительство единичной скважины (группы скважин), исправленный и оформленный в качестве копии, передается заказчику для предъявления Стройбанку СССР.

Что касается проектно-сметной документации на строительство скважин сметной стоимостью 4 млн. руб. и выше, то документация этой стоимостной категории проходит ту же процедуру формирования исходных данных, а также составления ПСД и оформления ее подписями. 1-й и 3-й экземпляры рабочего проекта и сметы к нему направляются на утверждение в Министерство нефтяной промышленности. При этом 1-й экземпляр пояснительной записки представляется во ВНИИБТ для проведения технико-технологического анализа проектных решений. Экспертиза ПСД на строительство единичной скважины (группы скважин) производится Главным управлением капитального строительства Миннефтепрома в установленном порядке.

Названное управление (в лице его подразделения – отдела по экспертизе проектов и смет на строительство скважин) после утверждения ПСД руководством Миннефтепрома высылает в производственное объединение 1-й экземпляр ПСД на строительства скважины, заключение экспертизы в 3 экземплярах и протокол, подтверждающий утверждение названной документации. Все остальные экземпляры ПСД на строительство скважины (группы скважин) объединение оформляет в качестве копий. Генеральному подрядчику направляется 1-й и 4-й экземпляры рабочего проекта: и сметы к нему.

После доработки рабочего проекта и сметы к нему на строительство скважины (группы скважин) генеральный проектировщик представляет в производственное нефтегазодобывающее объединение либо в Министерство нефтяной промышленности исправленную ПСД и корректирующую записку с указанием внесенных, изменений и результатов пересчетов соответствующих разделов проекта и сметы.

На каждую скважину индивидуального или группового проекта необходимо выдавать заказчику дополнительный экземпляр пояснительной записки рабочего проекта на строительство скважин для обеспечения буровой бригады, независимо от цели бурения проектируемой скважины.

В процессе использования групповых проектов на строительство скважин внесение изменений в них либо пересоставление ПСД производится генеральным проектировщиком по отдельным заказам-нарядам в сроки, устанавливаемые производственным нефтегазодобывающим объединением, но не реже одного раза в течение 3-летнего периода.

6.4. Организация экспертизы проектов и смет на строительство нефтяных и газовых скважин

Вплоть до середины 1984 г. в системе нефтяной промышленности, так же как и в смежных отраслях, производственная деятельность которых связана с выполнением значительных объемов буровых работ, не существовало единого методического подхода в проведении экспертизы проектов и смет на строительство нефтяных и газовых скважин. При проведении экспертизы рабочих проектов и другой проектно-сметной документации на производство буровых работ как в аппарате Миннефтепрома, так и в производственных нефтегазодобывающих объединениях эксперты пользовались вторым изданием Инструкции Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства о порядке проведения экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений (СИ 213–73).

С первого июля 1984 г. введено в действие в качестве отраслевого руководящего документа Положение об экспертизе проектов и смет на строительство нефтяных и газовых скважин.

6.4.1. Основные цели и условия проведения экспертизы

Экспертиза рабочих проектов и смет на строительство добывающих, нагнетательных, вспомогательных, специальных, поисковых и разведочных скважин на нефть и газ проводится в целях всесторонней проверки соответствия заложенных в них технических, технологических, организационных, экономических, социальных, правовых и экологических решений, обеспечивающих этим скважинам ко времени ввода их в действие и в течение всего периода эксплуатации конструкционную прочность, герметичность разобщения пластов, а также высокие технико-экономические показатели буровых работ и эффективность капитальных вложений, действующим государственным стандартам, межотраслевым, отраслевым и региональным руководящим, нормативным и конструктивным документам, касающимся всего комплекса вопросов проектирования и производства буровых работ, требованиям охраны труда, взрывной и пожарной безопасности, промышленной санитарии, охраны недр и защиты окружающей среды, новейшим достижениям научно-технического прогресса и основным научно-техническим направлениям в проектировании строительства скважин в системе Министерства нефтяной промышленности.

ПСД на строительство скважин принимается на экспертизу только при наличии протокола рассмотрения ее заказчиком.

Для рассмотрения экспертирующей инстанцией рабочих проектов и смет на строительство скважин в акваториях шельфа морей, внутренних водоемах, в поймах рек и в непосредственной близости от гидротехнических сооружений необходимо согласовать ПСД с органами рыбного и водного надзора, определив при этом размер и порядок компенсации ущерба, наносимого рыбному хозяйству.

Не подлежит согласованию с органами государственного надзора проектно-сметная документация на строительство скважин, разработанная и оформленная в соответствии с требованиями инструкции СН 202–81*, действующими государственными стандартами, межотраслевыми, отраслевыми и региональными руководящими, нормативными и инструктивными документами, в том числе в соответствии с Положением о разработке и согласовании проекта на строительство скважин в системе Министерства нефтяной промышленности.

Рабочие проекты и сметы на строительство нефтяных и газовых скважин, выполненные с обоснованными отступлениями от действующих норм, правил и инструкций, подлежат согласованию в части этих отступлений с органами государственного надзора и организациями, утвердившими их.

Если согласование ПСД на строительство скважин с органами государственного надзора и заинтересованными организациями все же представляется необходимым, то оно должно производиться только в одной инстанции в установленные сроки.

Строительство эксплуатационных и разведочных скважин на нефть и газ – специфическая подсистема капитального строительства, поэтому при разработке отраслевого методического положения об экспертизе проектов и смет на строительство скважин указанного назначения были в значительной степени учтены теоретические основы, традиции и богатый опыт экспертизы проектов и смет на строительство предприятий, зданий и объектов в системе капитального строительства.

6.4.2. Порядок проведения экспертизы ПСД
на строительство скважин в системе Миннефтепрома

В соответствии с Инструкцией о составе, порядке, разработке, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений СН-202–81* и действующей Инструкцией по составлению проектно-сметной документации на строительство нефтяных и газовых скважин определен порядок государственной экспертизы рабочих проектов и смет на строительство скважин, разрабатываемых территориальными научно-исследовательскими и проектными институтами нефтяной промышленности.

Как это было отмечено выше, порядок и уровень проведения экспертизы дифференцирован в зависимости от сметной стоимости строительства проектируемых скважин.

При выполнении контрактов по оказанию технической помощи зарубежным странам при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений, дислоцированных на их территориях и акваториях континентального шельфа, Советский Союз осуществляет строительство как добывающих, так и разведочных скважин на нефть и газ.

Экспертиза ПСД на строительство скважин за границей при техническом содействии СССР производится в порядке, утвержденном Постановлением Госстроя СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям от 30 ноября 1970 г. № 154/А1-34/5437.

В отдельных случаях в Советском Союзе ведется строительство скважин на основе компенсационных соглашений и контрактов с фирмами капиталистических стран. При таких обстоятельствах государственную экспертизу ПСД на строительство скважин осуществляет Главное управление капитального строительства Миннефтепрома независимо от сметной стоимости строительства названных скважин.

6.4.3. Основные задачи экспертизы ПСД
на строительство скважин

Рабочий проект на строительство скважины можно считать качественным только при условии, если в нем всесторонне учтены достижения научно-технического прогресса, результаты фундаментальных и прикладных исследований и разработок, целенаправленных на совершенствование научно-методических основ бурового дела, тенденции развития отраслей промышленности, поставляющих буровикам нефтегазодобывающих отраслей и Министерства геологии СССР буровое оборудование, металлоконструкции, материалы и инструмент. Заложенные в рабочий проект инженерные решения должны ориентировать ответственного исполнителя – буровое предприятие на экономное расходование материалов, топливно-энергетических и трудовых ресурсов.

Для того чтобы ПСД на строительство скважин отвечала этим критериям, осуществляется ее экспертиза, при которой охватываются следующие направления глубокого анализа и проверки документации;

соответствие принятых в проекте решений утвержденному заданию на проектирование;

соответствие ПСД основным научно-техническим направлениям в проектировании строительства скважин в системе Министерства нефтяной промышленности;

соответствие принятых в проектах технологических процессов бурения и испытания скважин (при проходке и в обсаженном стволе), технико-технологических решений отбора керна, промыслово-геофизических исследований, вскрытия продуктивных пластов, крепления, перфорации и испытания скважин, типоразмеров основного и вспомогательного оборудования, специальной техники и аппаратуры новейшим достижениям научно-технического прогресса и передовому опыту в области научной организации труда;

обеспечение комплексного изучения геологического разреза, своевременного и качественного проведения геолого-геофизических исследований, включая пластоиспытание в процессе бурения с целью получения полной информации о коллекторских свойствах II гидродинамических параметрах продуктивных горизонтов, а также физико-химических свойствах насыщающих их флюидов;

наличие решений, обеспечивающих вскрытие продуктивных пластов при бурении и перфорации с сохранением естественных коллекторских свойств;

соответствие геологического прогноза, принятого в рабочем проекте на строительство скважины, фактическим данным, полученным при производстве буровых работ в пределах или в непосредственной близости от района (площади, участка и т. д.) размещения проектируемой скважины;

соответствие типа, состава бурового и энергетического оборудования и грузоподъемности выбранной буровой установки глубине и конструкции проектируемой скважины;

соответствие строительно-монтажных решений, касающихся строительства вышек и привышечных сооружений, требованиям технологии буровых процессов и современному уровню строительной техники, а также индустриализации этой группы работ;

наличие взаимной увязки размещения вышки и привышечных сооружений в пределах рабочей площадки (кустовой площадки) и вахтовых жилых и культурно-бытовых объектов;

степень использования при разработке ПСД на строительство скважин утвержденных индивидуальных и групповых проектов, а также типовых и унифицированных металлоконструкций наземного оборудования и привышечных сооружений;

оптимальность принятых решений по энерго-, водо- и теплоснабжению, отоплению буровой и привышечных объектов, а также по использованию вторичных энергоресурсов;

соответствие проектных решений, принятых в рабочем проекте, действующим нормативным документам и инструкциям по вопросам техники, технологии и организации работ, выполняемых на всех этапах цикла строительства скважины;

обоснованность принятого в рабочем проекте уровня автоматизации, комплексной механизации, в том числе и малой механизации производственных и вспомогательных процессов;

целесообразность проведения и обоснованность сроков выполнения предусмотренных в рабочих проектах строительства (сверхглубоких) нефтяных и газовых скважин научно-исследовательских и экспериментальных работ;

реализация в рабочих проектах мероприятий плана повышения технического и экономического уровня проектных решений, касающихся применения прогрессивных конструкций проектируемых скважин, бурового оборудования, специальной техники, инструмента, материалов, трубных изделий и технологических процессов, предусмотренных в планах внедрения новой техники Миннефтепрома;

прогрессивность принятых методов организации работ;

соответствие принятых решений по организации строительства скважин требованиям рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также повышения эффективности капитальных вложений;

соблюдение требований строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий, а также мероприятий по рациональному и экономному расходованию материалов для строительства скважин;

обоснованность выбора источников и способов обеспечения строительства проектируемых скважин местными строительными и специальными материалами, топливом, энергией, трубами, химическими реагентами;

обоснованность принятых в рабочем проекте решений по восстановлению и повторному использованию материалов: труб, инструментов, бурового раствора и др.;

оптимальность транспортной схемы по доставке на рабочую площадку строительства проектируемой скважины оборудования, материалов, инструмента, запасных частей и т. п.;

обоснованность показателей скорости строительства проектируемой скважины (группы скважин);

корректность определения сметной стоимости строительства проектируемых скважин в соответствии с действующими нормативными документами, а также подготовленность сметной документации для осуществления расчетов за полностью законченные скважины (кусты скважин);

прогрессивность технико-экономических показателей строительства запроектированных скважин по сравнению с лучшими показателями, достигнутыми в районе их размещения при строительстве сопоставимых (по геолого-техническим условиям производства буровых работ, глубинам и конструкциям) скважин;

соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарно-гигиеническим условиям труда на всех этапах строительства проектируемой скважины;

обеспечение безопасности последующей эксплуатации проектируемых скважин и соблюдение в рабочих проектах на строительство скважин норм и правил взрывной, взрывопожарной и пожарной безопасности, особенно при ведении работ по разбуриванию нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений с высоким содержанием сероводорода и других вредных веществ1;

обеспечение рационального и комплексного использования природных ресурсов (выделенного участка земли, недр, близлежащих водоемов, леса и т. п.);

соблюдение правил и норм по рекультивации участка земли, занимаемого буровой, привышечными сооружениями, подъездными путями и другими объектами; наличие мероприятий по охране природы, в частности мероприятий, исключающих вредные воздействия радиационных и электромагнитных излучений, а также загрязнение атмосферы, водоемов и почвы вредными выбросами и стоками;

соответствие проектных решений по нефтяным и газовым скважинам, сооружаемым в СССР на компенсационной основе, соглашениям и контрактам с фирмами капиталистических стран, а также стоимости строительства и технико-экономических показателей строительства названных скважин показателям, предусмотренным в предложениях о строительстве этих скважин, направленных на рассмотрение в Совет Министров СССР.

Для организации экспертизы рабочего проекта и сметы на строительство скважины (куста скважин, группы скважин) в подразделениях экспертизы проектов и смет аппарата управления Миннефтепрома и производственных нефтегазодобывающих объединений может составляться план проведения экспертизы. Изложенные выше цели и задачи экспертизы с учетом специфики и особенностей строительства проектируемой скважины определяют круг вопросов, подлежащих проверке, устанавливаются конкретные исполнители и сроки проведения экспертизы.

6.4.4. Состав ПСД на строительство скважин
и дополнительной документации, представляемой на экспертизу

Рабочие проекты и сметы на строительство скважин при разведке и разработке нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений представляются на экспертизу в полном комплекте, предусмотренном действующей Инструкцией по составлению проектно-сметной документации на строительство нефтяных и газовых скважин, а также Положением о разработке и согласовании проекта на строительство скважин в системе Министерства нефтяной промышленности.

Проектно-сметная документация на строительство скважины (группы скважин), подлежащая утверждению, представляется на экспертизу в составе: рабочий проект, включающий раздел по организации строительства скважины, и сметная документация.

В практике ведения буровых работ в системе нефтяной промышленности нередко возникает необходимость переутверждения проектно-сметной документации на строительство скважин в связи с внесением корректировок в ПСД, вызываемых изменением тех или иных геолого-технических, производственных и других условий разведки и разработки нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений.

Проектно-сметная документация на строительство скважины, подлежащая переутверждению, представляется на экспертизу в составе: пояснительная записка, рабочий проект, сметная документация переутверждаемого проекта, а также дополнительные материалы, которые должны содержать следующие сведения:

данные о технико-экономических показателях;

характеристику состояния строительства скважины (техническое состояние скважины, результаты проведенных геологических исследований, баланс времени бурения, затраты основных материалов и стоимость строительства) на конец квартала, предшествующего дате представления материалов, подтвержденную генеральным подрядчиком (буровым предприятием);

сопоставительную ведомость изменения сметной стоимости строительства скважины, составленную по статьям сметы к рабочему проекту;

сведения о причинах изменения сметной стоимости строительства скважины по пересмотренному рабочему проекту в целом;

анализ причин изменения сметной стоимости строительства скважины с указанием: взаимосвязи изменений проектных решений с изменением глубины и усложнением конструкции проектируемой скважины и влияния этих изменений на сметную стоимость ее строительства; наименований, времени введения и инстанций, утвердивших новые технические условия, нормы и правила проектирования, которые повлекли изменение сметной стоимости; увеличения стоимости бурового оборудования и инструмента, вызванного повышением цен заводами-поставщиками с расшифровкой по основным позициям и ссылками на прейскуранты и другие обосновывающие цены и документы; изменений условий бурения и заканчивания скважины, вызвавших рост или снижение сметной стоимости строительства и произошедших по независящим от проектной и буровой организации причинам; ошибок генерального проектировщика и субподрядных организаций, приведших к увеличению сметной стоимости строительства; мероприятий, осуществленных в соответствии с решениями директивных органов (с указанием дат принятия и номеров этих решений);

копии документов о дополнительном согласовании изменений решений рабочего проекта или отдельных его частей в процессе строительства скважины;

материалы о принятых мерах, в том числе и по выявлению и наказанию исполнителей, виновных в допущении отступлений от действующих правил в строительстве, в несоблюдении проектно-сметной и финансовой дисциплины и т. д.;

ранее утвержденную ПСД на строительство скважин и копии заключения экспертизы по ней с документами об утверждении.

Перечень представляемых на экспертизу материалов ранее утвержденных проектов и смет на строительство скважин, а также и дополнительных материалов устанавливается в каждом отдельном случае органом, осуществляющим экспертизу.

Определяя уровень организации экспертизы ПСД на строительство скважин в отрасли, Управление экспертизы проектов и смет Миннефтепрома регулярно проводит выборочный контроль рабочих проектов и смет, экспертируемых и утверждаемых на уровне производственных нефтегазодобывающих объединений.

По указанию Управления экспертизы проектов и смет Миннефтепрома для выборочного контроля обоснованности и качества проектных решений представляется следующая документация: ПСД на строительство скважины в объеме, требуемом при первичном утверждении либо переутверждении рабочих проектов и смет, документ об утверждении или переутверждении рабочего проекта, экспертное заключение и справка о состоянии строительства соответствующей скважины (куста скважин).

Установлены следующие сроки проведения экспертизы рабочих проектов и смет на строительство нефтяных и газовых скважин с момента их представления на экспертизу;

а)   по рабочим проектам и сметам, утвержденным Министерством нефтяной промышленности, – 30 дней

В отдельных исключительных случаях, по особо крупным и сложным рабочим проектам на строительство сверхглубоких скважин (например, скважин на нижние слои земной коры либо на мантию Земли), руководство Миннефтепрома может увеличить срок проведения экспертизы, но не более чем на 15 дней.

б)   по рабочим проектам и сметам, утверждаемым производственными нефтегазодобывающими объединениями, – 15 дней.

Что касается рассмотрения рабочих проектов и смет на строительство нефтяных и газовых скважин в порядке выборочного контроля, то срок проведения его устанавливается в каждом отдельном случае руководством органа, осуществляющего проверку, но не должен превышать 30 дней.

6.4.5. Заключение по результатам экспертизы ПСД
на строительство нефтяных и газовых скважин

По результатам экспертизы каждого рабочего проекта и сметы на строительство скважины (группы скважин) составляется экспертное заключение по проекту в целом, содержащее:

краткую характеристику проекта строительства скважины, описание основных проектных решений и технико-экономических показателей, характеризующих сметную стоимость и сроки строительства проектируемой скважины;

замечания и предложения по проектным решениям, технико-экономическим показателям и смете, обоснование рекомендуемых изменений проектных решений, показателей и сметной стоимости строительства скважины, а также ожидаемый эффект от их реализации;

общие выводы с оценкой качества рабочего проекта строительства скважины (включая сметную документацию), позволяющие рекомендовать проект к утверждению или принять решение о возвращении его для доработки, а при экспертизе в порядке выборочного контроля – позволяющие одобрить проект или установить необходимость его переутверждения;

рекомендации по внесению исправлений в структуру и содержание проектно-сметной документации на строительство нефтяных и газовых скважин при последующем проектировании.

Экспертное заключение по рабочему проекту и смете на строительство скважины подписывается руководителем органа, проводившего экспертизу, – начальником Управления экспертизы проектов и смет Миннефтепрома или начальником отдела экспертизы проектов и смет производственного объединения и ведущими экспертами соответствующего органа.

Вслед за этим экспертное заключение направляется организациям, разработавшим и представившим ПСД на экспертизу, а также генеральному подрядчику – буровому предприятию.

Экспертное заключение по рабочему проекту, рассмотренному в порядке выборочного контроля, направляется органам, осуществившим экспертизу, генеральному проектировщику, предприятию-заказчику (нефтегазодобывающему управлению, либо представляющему его интересы нефтегазодобывающему объединению) и генеральному подрядчику – буровому предприятию.

При необходимости корректирования ПСД генеральный проектировщик выполняет эту работу в срок, установленный экспертизой Миннефтепрома, Главтюменнефтегаза или производственного нефтегазодобывающего объединения.

При положительном экспертном заключении (либо после корректирования ПСД и повторной экспертизы) комплект рабочего проекта вместе со сметой к нему и экспертным заключением, заверенным соответствующими подписями, представляется на утверждение.



1 Инструкция по безопасному ведению работ при разведке и разработке нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений с высоким содержанием сероводорода и других вредных и агрессивных веществ. М., 1982.