Приложения

Приложение 1 Рекомендации по выбору единиц и распределению затрат по отдельным потребителям энергоносителей

1. Сметные нормы на эксплуатацию электрических и компрессорных станций могут рассчитываться на 1 кВт-ч вырабатываемой электроэнергии и 1 м3 сжатого воздуха, а также на 1 машино-смену работы станции.

Стоимость эксплуатации электрических и компрессорных станций на физический измеритель (1 кВт-ч, 1 м3 сжатого воздуха) устанавливается при наличии двух и более объектов расчета стоимости затрат (несколько буровых установок, различных горных выработок и др.) при наличии норм расхода энергоносителей по каждому из объектов.

При эксплуатации электрической (компрессорной) станцией одного объекта, либо нескольких объектов при отсутствии норм расхода энергоносителей хотя бы по одному из них, стоимость эксплуатации станции определяется на машино-смену ее работы.

2. При распределении затрат электрической станции, обслуживающей несколько различных объектов при наличии норм расхода энергоносителей по объектам принимается, что статьи расхода «Заработная плата», «Отчисления на социальные нужды» и «Амортизация» не зависят от потребления электроэнергии, и распределение затрат производится пропорционально суммарным номинальным мощностям потребителей по объектам, а статья «Материальные затраты» зависит от потребления электроэнергии, и распределение затрат производится пропорционально нормативным расходам электроэнергии по объектам.

3. При распределении затрат электрической станции, обслуживающей несколько различных объектов при отсутствии норм расхода по объектам, распределение всех затрат производится пропорционально суммарным номинальным мощностям потребителей по объектам.

4. При распределении затрат компрессорной станции обслуживающей несколько различных объектов, расчет производится:

– при наличии норм расхода сжатого воздуха статьи расхода «Затраты на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды» и «Амортизация» распределяют пропорционально суммарному номинальному расходу сжатого воздуха по объектам, а статьи «Материальные затраты» – пропорционально расходу сжатого воздуха по установленным нормам;

– при отсутствия норм расхода все статьи расхода распределяются пропорционально суммарному номинальному расходу сжатого воздуха его потребителями по объектам.

Приложение 2 Вспомогательные материалы для выбора электрических станций

Таблица 1

Удельная нагрузка для расчета мощности осветительных установок

Наименование освещаемых объектов Удельная нагрузка при освещении лампами накаливания напряжением 220 В, Вт/м2
Механические и сборочные цехи 10–13
Кузнечно-прессовые цехи 12
Термические цехи 8
Деревообделочные цехи 14
Котельные 8
Насосные и компрессорные 7
Ацетиленовые станции 11
Трансформаторные подстанции 12
Гаражи 9
Материальные склады 7
Склады ГСМ 7,5
Столовые 14
Бытовые помещения цехов 12
Помещения жилых домов 10–12
Территория партии 0,12
Пульты управления электрических станций, подстанций 20–25

Таблица 2

Мощность потребителей электроэнергии буровых установок

Потребители электроэнергии буровых станков Типы буровых установок
УКБ–2 УКБ–3 УКБ–4 УКБ–5
1 2 3 4 5
Привод станка:
– тип АО-52-4-2 4А-160-4 А02-71-4 А02-72-4
– мощность, кВт 11,0 15,0 22,0 30,0
Привод гидросистемы:
– тип 4Д-80В-4 4А-80В-4 А02-32-4 А02-32-4
– мощность, кВт 1,5 1,5 3,0 3,0
Привод насоса:
– тип А02-32-4 4А-132-4 А02-51-4 А02-72-6
– мощность, кВт 3,0 7,5 7,5 22,0
Привод труборазворота:
– тип АОЛС2-31-4 АОЛС2-31-4
– мощность, кВт 3,0 3,0
Мощность, кВт:
– освещение 0,5 1,0 1,5 2,5
– аппаратура контроля и управления 1,0 2,0 2,0 3,0
– приборы обогрева 10,0 20,0 35,0 35,0
Суммарная мощность, кВт
– без электрообогрева 20 30 39 63,5
– с электрообогревом 30 50 74 98,5

Окончание табл. 2

Потребители электроэнергии буровых станков Типы буровых установок
УКБ–7 СБА–500 ЗИФ–650М ЗИФ-1200МР
1 2 3 4 5
Привод станка:
– тип Д-8-12 А02-71-4 А2-72-4 АК-91-6
– мощность, кВт 70,0 22,0 30,0 55,0
Привод гидросистемы:
– тип А02-41-4 А02-41-6 А02-41-6
– мощность, кВт 4+0,8 3,0 3+1,7
Привод насоса
– тип П-82 А02-51-4 А2-72-6 А02-82-8
– мощность, кВт 25,0 7,5 22,0 2 х 30,0
Привод труборазворота:
– тип АОЛС2-31-4 АОЛС2-31-4
– мощность, кВт 3,0 3,0
Мощность, кВт:
– освещение 3,0 1,5 2,5 3,0
– аппаратура контроля и управления 3,0 2,0 3,0 3,0
– приборы обогрева 41,0 35,0 35,0 41,0
Суммарная мощность, кВт
– без электрообогрева 109 36 63,5 129
– с электрообогревом 150 71 98,5 170

Приложение 3 Методика расчета затрат на техническое обслуживание и ремонт станций

1. Затраты на заработную плату и связанные с ней затраты на социальные нужды рассчитываются в соответствии с указаниями пп. 4.1.2. и 4.1.3.

1.1. Основная заработная плата рабочих определяется на основании норм затрат труда, рассчитываемых на основании СТОиР, по методике, приведенной в 1.3.

1.2. Принимается, что проведение технического обслуживания N2 и N 3 (ТО–2, ТО–3) и ремонта станций осуществляется рабочим IVразряда.

1.3. Нормы затрат труда определяются по типам электрических и компрессорных станций в соответствии с длительностью и структурой ремонтного цикла и межремонтного периода и трудоемкостью ремонтов и технического обслуживания (табл. 1 данного приложения)

1.3.1. Нормы затрат труда на проведение технического обслуживания определяются, исходя из трудоемкости проведения технического обслуживания (ТО–2 и ТО–3) и количества их проведения.

Количество проводимых ТО–3 и ТО–2 определяется по формулам:

где: ТМР – длительность межремонтного периода, маш.-ч.;

ПТО3, ПТО2 – периодичность технического обслуживания соответственно ТО–3, ТО–2, маш.-ч.

Затраты времени на проведение технического обслуживания в течение межремонтного периода определяются по формуле:

(ч)

где: ТРТО2, ТРТО3 – трудоемкость проведения соответствующего технического обслуживания, ч.

Нормы затрат труда на проведение технического обслуживания (в долях машино-смены) определяются по формуле:

1.3.2 Нормы затрат труда на проведение текущего и капитального ремонтов определяются, исходя из трудоемкости проведения текущих и капитальных ремонтов, структуры и периодичности проведения этих работ,

В соответствии с СТОиР электрические и компрессорные станции в период эксплуатации проходят определенное количество капитальных ремонтов (Ккр), определяемое нормативным сроком службы станций, фондом их рабочего времени и продолжительностью ремонтного цикла (раздел 8 СТОиР).

В период между капитальными ремонтами проводится определенное количество текущих ремонтов за ремонтный цикл (Ктр), приведенное в графе 2 табл. 1 для различных типов станций.

Затраты времени на проведение капитального и текущих ремонтов за ремонтный цикл составляют:

(ч)

где: ТРКР, ТРТР – трудоемкость проведения соответственно капитального и текущего ремонта, ч;

КО – коэффициент, учитывающий, что в последнем ремонтном цикле (перед списанием) капитальный ремонт не проводится:

Нормы затрат труда на проведение капитального и текущего ремонтов (в долях машино-смены) определяются по формуле:

где: ТРЦ – длительность ремонтного цикла, приведенная в графе 3 табл. 1, ч.

1.3.3. Общая норма затрат труда на проведение технического обслуживания и ремонта одного агрегата станций (в долях машино-смены) определяется по формуле:

Таблица 1

Периодичность, длительность и трудоемкость технического обслуживания и ремонта станций

Наименование, модель, тип оборудования Ремонтный цикл Длительность межремонтного периода, маш.-ч Периодичность технического обслуживания маш.-ч Трудоемкость, ч
структура длительность, маш.-ч капитальный ремонт текущий ремонт ТО-3 ТО-2
ТО-3 ТО-2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Компрессоры передвижные
С электроприводом производительностью, куб. м/мин
0,25–0,5 К-4Т-К 3000 600 200 100 20 2
1–2 К-5Т-К 3600 600 200 160 40 3
3–5 К-4Т-К 5000 1000 200 250 100 4
С приводом от ДВС производительностью, куб. м/мин
5–6 К-5Т-К 5760 960 240 400 140 12 8
Электростанции стационарные с дизелем:
Г-66, Г-72, Г-73 (600-800 кВт) К-5Т-К 36000 6000 3000 1500 700 278 31 17
ДГА (300-500 кВт) К-3Т-К 24000 6000 3000 1500 700 278 31 17
АСДА-200 с дв.12Ч-15/18 К-2Т-К 9000 3000 1500 250 420 160 22 10
Электроагрегаты с двиг.:
WolaН-6 К-2Т-К 12000 4000 2000 250 260 140 12 6
WolaН-8 К-2Т-К 12000 4000 2000 250 260 140 12 6
WolaН-12 К-2Т-К 12000 4000 2000 250 410 160 23 10
Электростанции передвижные:
ДЭСМ (30-50 кВт) К-2Т-К 11520 3840 960 480 360 60 21 10
ДГ-50М1, ДГ-75М1, ДГА-100М1 К-4Т-К 12000 2400 600 300 410 160 22 10
АД-50, АД-75, АД-100, АСДА2-100, ТМЗ-ДЭ104 К-2Т-К 9000 3000 1000 500 410 160 22 10
ДЭС-60Р К-3Т-К 9600 2400 1200 600 360 60 21 10
ДЭА-100Б (с двиг. ЯМЗ) К-3Т-К 12000 3000 1000 250 410 160 22 10
Электроагрегаты с двиг. WolaН-12 К-2Т-К 12000 4000 2000 250 410 160 22 10

1.3.4. При наличии в составе электрической или компрессорной станции нескольких агрегатов нормы затрат труда на техническое обслуживание и ремонт умножаются на количество агрегатов.

1.3.5. Для типов (марок) электрических и компрессорных станций, не учтенных в табл. 1. нормы затрат труда на техническое обслуживание и ремонт приведены в табл. 2 данного приложения.

2. Материальные затраты на проведение технического обслуживания и ремонта станций определяются по формулам, приведенным в пп, 2.1 и 2.2.

2.1. Затраты на проведение технического обслуживания и текущего ремонта одного агрегата:

– для электрических станций:

(руб/маш.-см)

– для компрессорных станций с приводом от ДВС:

(руб/маш.-см)

– для компрессорных станций с приводом от электродвигателей:

(руб/маш.-см)

где: Ца – стоимость одного агрегата станции, руб.

2.2. Затраты на проведение капитального ремонта одного агрегата:

– для электрических станций:

(руб/маш.-см)

– для компрессорных станций с приводом от ДВС:

(руб/маш.-см)

– для компрессорных станций с приводом от электродвигателей:

(руб/маш.-см)

Таблица 2

Нормы затрат труда на техническое обслуживание (ТО–2 и ТО–3) и ремонт электрических и компрессорных станций в зависимости от их мощности (производительности)

(в долях единицы на машино-смену)

Мощность (производительность) станции Нормы затрат труда на обслуживание и ремонт одного агрегата
Единица Величина
1 2 3
1. Электрические станции
кВт 5 0,031
кВт 10 0,049
кВт 20 0,071
кВт 35 0,088
кВт 50 0,098
кВт 75 0,109
кВт 100 0,116
кВт 200 0,134
кВт 400 0,160
кВт 600 0,182
кВт 800 0,204
кВт 1000 0,225
кВт 1500 0,279
2. Компрессорные станции с электрическим приводом
м3/мин 1 0,056
м3/мин 2 0,071
м3/мин 3 0,080
м3/мин 4 0,088
м3/мин 5 0,095
м3/мин 6 0,102
м3/мин 8 0,114
м3/мин 10 0,126
м3/мин 15 0,154
м3/мин 25 0,211
м3/мин 40 0,296
м3/мин 50 0,353
м3/мин 100 0,634
3. Компрессорные станции с дизельным приводом
м3/мин 1 0,066
м3/мин 2 0,089
м3/мин 3 0,106
м3/мин 4 0,120
м3/мин 5 0,133
м3/мин 6 0,145
м3/мин 8 0,165
м3/мин 10 0,185
м3/мин 15 0,227
м3/мин 25 0,301
м3/мин 40 0,401
м3/мин 50 0,465

Приложение 4 Коэффициенты для расчета норм расхода топлива двигателями внутреннего сгорания

Таблица 1

Значения коэффициента Кн, учитывающего снижение расхода топлива в зависимости от коэффициента использования дизелей по мощности

(в долях единицы)

Коэффициент использования двигателя по мощности (Км) Значения коэффициента Кн Коэффициент использования двигателя по мощности (Км) Значения коэффициента Кн
дизели без наддува дизели с наддувом дизели без наддува дизели с наддувом
1 2 3 1 2 3
0,20 0,31 0,27 0,56 0,57 0,55
0,21 0,32 0,28 0,57 0,58 0,56
0,22 0,32 0,29 0,58 0,59 0,57
0,23 0,33 0,29 0,59 0,60 0,58
0,24 0,34 0,30 0,60 0,61 0,59
0,25 0,34 0,31 0,61 0,62 0,60
0,26 0,35 0,31 0,62 0,63 0,61
0,27 0,36 0,32 0,63 0,63 0,62
0,28 0,36 0,33 0,64 0,64 0,62
0,29 0,37 0,33 0,65 0,65 0,63
0,30 0,38 0,34 0,66 0,66 0,64
0,31 0,38 0,35 0,67 0,67 0,65
0,32 0,39 0,36 0,68 0,68 0,66
0,33 0,40 0,36 0,69 0,69 0,67
0,34 0,40 0,37 0,70 0,70 0,68
0,35 0,41 0,38 0,71 0,71 0,69
0,36 0,42 0,39 0,72 0,72 0,70
0,37 0,43 0,39 0,73 0,72 0,71
0,38 0,43 0,40 0,74 0,73 0,72
0,39 0,44 0,41 0,75 0,74 0,73
0,40 0,45 0,42 0,76 0,75 0,74
0,41 0,46 0,43 0,77 0,76 0,75
0,42 0,46 0,43 0,78 0,77 0,76
0,43 0,47 0,44 0,79 0,78 0,77
0,44 0,48 0,45 0,80 0,79 0,78
0,45 0,49 0,46 0,81 0,80 0,79
0,46 0,49 0,47 0,82 0,81 0,80
0,47 0,50 0,47 0,83 0,82 0,81
0,48 0,51 0,48 0,84 0,83 0,82
0,49 0,52 0,49 0,85 0,84 0,83
0,50 0,53 0,50 0,86 0,85 0,84
0,51 0,53 0,51 0,87 0,86 0,86
0,52 0,54 0,52 0,88 0,87 0,87
0,53 0,55 0,53 0,89 0,88 0,88
0,54 0,56 0,53 0,90 0,89 0,89
0,55 0,57 0,54

Таблица 2

Значения коэффициента Кн, учитывающего снижение расхода топлива в зависимости от коэффициента использования карбюраторных двигателей по мощности

(в долях единицы)

Коэффициент использования по мощности (Км) Коэффициент, учитывающий снижение расхода топлива (Кн) Коэффициент использования по мощности (Км) Коэффициент, учитывающий снижение расхода топлива (Кн)
1 2 3 4
0,1 0,244 0,55 0,561
0,15 0,273 0,6 0,604
0,2 0,304 0,65 0,648
0,25 0,336 0,7 0,694
0,3 0,370 0,75 0,741
0,35 0,405 0,8 0,790
0,4 0,442 0,85 0,840
0,45 0,480 0,9 0,892
0,5 0,520 0,95 0,945

Таблица 3

Коэффициенты увеличения расхода топлива (Ктв) в зависимости от температуры окружающего воздуха и высоты над уровнем моря

(в долях единиц)

Высота над уровнем моря, м Температура окружающего воздуха, град
–20 и ниже –20 – –10 –10 – 0 0 – +10 +10 – +20 +20 – +30 +40 и выше
а) карбюраторные двигатели и дизели без газотурбинного наддува
до 2400 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
2101–3000 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,01 1,01
3001–3400 1,00 1,00 1,00 1,01 1,01 1,01 1,02
3401–4000 1,00 1,00 1,01 1,01 1,02 1,02 1,03
4001–4200 1,01 1,01 1,02 1,02 1,03 1,03 1,04
4201–4600 1,01 1,02 1,02 1,03 1,03 1,04 1,05
4601–4800 1,02 1,02 1,03 1,04 1,05 1,05 1,06
св. 4800 1,02 1,03 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07
б) дизели с газотурбинным наддувом без охлаждения нагнетаемого воздуха
до 200 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,01
201–1400 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,01 1,02
1401–2200 1,00 1,00 1,00 1,01 1,02 1,02 1,03
2401–2800 1,00 1,00 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04
2801–3200 1,00 1,00 1,01 1,02 1,03 1,05 1,05
3201–3800 1,00 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,06
3801–4200 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,07
4201–4600 1,00 1,01 1,02 1,03 1,05 1,06 1,08
св. 4600 1,01 1,02 1,03 1,04 1,06 1,08 1,09
в) дизели с газотурбинным наддувом с охлаждением нагнетаемого воздуха
до 2200 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
2201–3200 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,01
3201–4000 1,00 1,00 1,00 1,00 1,01 1,01 1,02
4001–4600 1,00 1,00 1,00 1,01 1,02 1,02 1,03
св. 4600 1,00 1,01 1,01 1,02 1,02 1,03 1,04

Приложение 5 Технические характеристики электрических и компрессорных станций

Таблица 1

Дизель–генераторы (дизель-электрические агрегаты) общего назначения и судовые

№№ пп Тип, марка, модель Мощность, кВт Напряжение, В Частота вращения, об/ мин Характеристика дизеля
тип, марка, модель мощность, кВт удельный расход, г/кВт-ч
топлива масла
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2Э–4РУ2 4 230 1500 1Ч-8, 5/11 (1Р1-7Р) 5,15 264+24 4,3
2 2ДГ–7 8 230 или 400 1500 2Ч-8, 5/11 (3Р2-7) 8 262+19 2,3
3 2Э16АУ2 16 400 1500 4Ч-8, 5/11 (6Р4-7ДУ2) 17,66 265+12 2,7
4 ДГМА25–3 25 400 1500 4Ч-10, 5/13 (к-274) 29,4 240+5% 7,5
5 ДГ42М1 44 230 1200 6Ч-12/14 (К–259М1) 59 242+12 3,1
6 ДГМА–48М1 50 230 или 400 1500 6Ч-12/14 (К–159М1) 59 242+12 3,1
7 ДГМА75М2 75 400 1500 6Ч-12/14 (К–461М2) 84,5 241+12 1,9
8 ВАЛМЕТ 611–ДГСЕ 83,6 400/230 1500 ДГСЕ-611 18,4 кг/ч
9 АСДА100 (УЗ4–100) 100 400 1500 6Ч-15/18 (1Д6БГ) 110 235+12 3,4
10 ТМЗ–ДЭ–104СЗ 100 230 или 400 1500 6Ч1А-15/18 (У1Д6-С4) 139,7 220+10 2,4
11 Шкода–6S–160PN 120 400/230 1500 6S-160PN 27 кг/ч
12 ДГР–1А–150/ 750–1 ОМЗ 150 230 или 400 750 6ЧНА-18/22 165,6 224+11 1,7
13 АСДА–200 200 400 1500 12Ч-15/18 (1Д12В-300КС1) 220 226+12 2,45
14 Воля 62–52 Н12 200 400 1500 Воля 52Н12 46 кг/ч
15 ДГР2А–300/ 1000 300 230 или 400 1000 6Ч2А-23/30 330 226+12 2,45
16 ДГА–315 УХЛ4 315 400 500 6ЧН1А-25/34-7 345 211+11 1,6

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9
17 ДГР2А–320/ 500 320 400 500 6ЧН-25/34-3 345 211+11 1,6
18 ДГР2А–400/ 500–2 400 400 500 8ЧН-25/34-2 444 215+5% 2,3
19 Шкода –6S–275 400 400/10000 500 6S-275 92 кг/ч
20 ДГА–500 УХЛ4 500 400 500 8ЧН1А-25/34-4 535 222+12 1,6
21 ДГР–500/1500 500 400 1500 6ЧН-21/21 (216Д) 535 222+12 2,4
22 ДГР2А–500/ 500 500 400 500 8ЧН-25/34-3 535 222+12 2,6
23 6ДГ50М 600 400 750 6ЧН-31,8/ 33-1 735 209+11 1,6
24 Г–66 660 6300/400 375 6ЧН-36/45 145 кг/ч
25 5ДГ50М 690 400 740 6ЧН-31,8/33 735 209+11 1,6
26 Г–72 880 6300 375 6ЧН-36/45 140 кг/ч
27 1–24ДГ 1000 400 750 6ЧН2А-30/38 1110 218+5% 3,0
28 7Д100М 1000 10500 750 10Д 20,7/2х25,4 1100 245+5% 2,72
29 11Д100 1000 6300 750 10Д 20,7/2х25,4 1100 245+5% 2,72
30 АСДА–1000/ Т–10500–АЗД–У4 (7Д100М) 1000 10500 750 10Д 20,7/2х25,4 1100 245+5% 2,72
31 4–26ДГ 1100 6300 750 12ЧН1А-26/26 (4-2Д49)*) 1265 204+11 3,5
32 15Д100М 1600 10500 750 10ДН3А 20,7/2х25,4 *) 2206 224+11 2,72
33 АСДА–1600/ Т–10500–АЗДУ4 (15Д100М) 1600 10500 750 10ДН 20,7/2х25,4 *) 2206 224+11 2,72
34 ДГ–4000–7 3500 6300 1000 ДПН 23/2х30 (64Г У4) *) 4440 228+11 3,8

*) с охлаждением нагнетаемого воздуха

Таблица 2

Бензо–электрические агрегаты и электростанции передвижные

№№ пп Тип, марка, модель Мощность, кВт Напряжение, В Частота вращения, об/ мин Характеристика дизеля
тип, марка, модель мощность, кВт удельный расход, г/кВт-ч
топлива масла
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 АБ2–Т230–ВПМЭ–К 2 (при работе в течение 8 часов – 2,5) 230 3000 УД-15 (бенз.) 2,94 449 10,5
2 АБ4–Т230–ВПМ2–Ж 4 230 3000 УД-25 (бенз.) 5,89 435+3% 10,0
3 ПЭС-12-ч/ 400 12 230 1500 ЗМЗ-320-01 22,1 340+3% 7,8
4 АБ16–Т230 –РУ1 16 230 или 400 3000 ЗМЗ-320-01 22,1 340+3% 7,8
5 АД30С–РМ1 30 230 или 400 1500 Д-60р 44,1 286+5% 3,5
6 АСД–60С–Р 60 230 или 400 1500 А-01МЕ 95,7 252+5% 3,5
7 ЭСД–100–Т/400–РК(I) 100 400 2100 ЯМЗ-238И или ЯМЗ-238 250+5% 3,0
8 ВЭС–400 (крытый четырехосный вагон грузоподъемностью 63 т, в котором размещены две установки АД–200–Тсп) 400 400 1500 1Д12В–300 (2 шт.) 2х220 226+12 2,45
9 ПЭ6 (установка 4–26ДГ со вспомогательным оборудованием, установленные в ж/д вагоне) 1050 6300 750 12ЧН-26/26 *) 1255 204+11 3,5
10 ПЭС–1250–Т/6,3 1250 6300 АИ-24 455
11 ПЭС–1600–Т/6,3 1600 6300 АН-20 518
12 ПЭС–2500–Т/6,3 2500 6300 АН-20 440

*) с охлаждением нагнетаемого воздуха

Таблица 3

Компрессоры и компрессорные станции стационарные и передвижные

№№ пп Характеристика и назначение Тип, марка, модель Производительность, куб. м/мин Давление нагнетания, МПа Потребляемая мощность, кВт
1 2 3 4 5 6
1 Компрессор стационарный поршневой автоматизированный АВТ1-1,8/ 26М1 1,8 2,45 19
2 Компрессор стационарный поршневой ВП-3,5/9-1100 3,5 0,9 28
3 Компрессор стационарный поршневой ВУ-3,5/9-1450 3,5 0,9 29
4 Компрессор стационарный поршневой КСЭ-5М
9-1100
5 0,8 33
5 Станция передвижная для питания пневмоинструментов на буровых работах КС-5А 5 0,78 34
6 Компрессор передвижной ПКС-5М 5 0,8 24
7 Станция передвижная для питания пневмоинструментов на шахтах ЗИФ-ШВ-5М 5 0,6 33,5
8 Станция передвижная для питания пневмоинструментов ЗИФ-ПВ-5М 5,4 0,8 40,5
9 Станция передвижная для питания пневмоинструментов для строительно-дорожных работ ЗИФ-55ВМ 5,4 0,8 37,3
10 Станция передвижная для питания пневмоинструментов для строительно-дорожных работ ПР-6/8М2 7,3 0,79 48,9
11 Компрессор передвижной поршневой КС-9 8,5 0,6 75 *)

Продолжение табл. 3

1 2 3 4 5 6
12 Компрессор передвижной ЭК-9М 9 0,8 70
13 Компрессор передвижной поршневой ДК-9М 10 0,6 65
14 Компрессор винтовой ПВ-10 10,4 0,8 72
15 Компрессор стационарный 2ВП-10/8, 2ВВ-10/8 10 0,8 75 *)
16 Компрессор стационарный поршневой 302ВП-10/8 10 0,883 75 *)
17 Компрессор передвижной ПК-10 10,5 0,8 64
18 Станция передвижная для питания пневмоинструментов НВ-10/8М2 11,2 0,68 73,9
19 Станция передвижная для питания пневмоинструментов для строительно-дорожных работ ПР-10/8М2 11,5 0,8 75,9
20 Компрессор стационарный поршневой 2ВМ2, 5-12/9 (ВП2-10/9М) 12 0,9 75 *)
21 Компрессор стационарный поршневой 2ВМ4-12/65 УХЛ4 12 6,37 140
22 компрессор стационарный поршневой 202ВП-12/3 12 0,44 75 *)
23 Компрессор винтовой 6КВМ-13/8 12,5 0,8 80-85
24 Компрессор стационарный поршневой 2ВМ4-15/25 УХЛ4 15 2,45 133
25 Компрессорная станция ПР-16 16,5 0,7
26 Компрессор стационарный поршневой ЗГП-20/8 УХЛ4 20 0,78 120
27 Компрессор стационарный поршневой 2ВМ4-24/9 24 0,88 128
28 Компрессор винтовой 6КВМ-25/8 25 0,8 150–155
29 Компрессор винтовой ВКШ-11 25 0,8 134
30 Компрессор для питания пневмомашин 6ВВ-25/9 26 0,88 169
31 Компрессор стационарный поршневой ВП205-30/8 30 0,8 175 *)

Окончание табл. 3

1 2 3 4 5 6
32 Компрессор стационарный поршневой 305ВП-30/8 УХЛ4 30 0,88 200 *)
33 Компрессор для буровых работ ботах 7ВВ-32/7 32 0,7 181
34 Компрессор стационарный поршневой 4М10-40/70 УХЛ4 43,3 6,96 479
35 Компрессор стационарный поршневой 2ВМ4-48/3 УХЛ4 48 0,29 134
36 Компрессор винтовой 7ВКМ-48/8 48 0,8 287
37 Компрессор для питания пневмомашин 7ВВ-50/8 50 0,78 303
38 Компрессор стационарный поршневой 4ВМ 10-50/71 50,8 1,0 630 *)
39 Компрессор для питания пневмомашин 7ВКМ-50/8 УХЛ4 52 0,78 308
40 Компрессор стационарный поршневой ВП-50/8 50 0,8 300 *)
41 Станция передвижная для питания пневмоинструментов на земляных работах ПВ-50/8 50 0,68 330
42 Компрессор стационарный поршневой 2ВМ10-50/8 50 0,8 320 *)
43 Компрессор стационарный поршневой 2ВМ10-63/9 63 0,78 337
44 Компрессор стационарный поршневой 4ВМ10-100/8 100 0,8 630 *)
45 Компрессор центробежный для систем воздушного силового оборудования 32ВЦ-100/9 УХЛ4 100 0,88 582
46 Компрессор стационарный поршневой 4ВМ10-120/9 124,5 0,78 666

*) мощность электродвигателя

Приложение 6 Нормативы расхода смазочных материалов

Таблица 1

Сроки смены и нормативы расхода масел для стационарных и судовых дизельных двигателей

Марка двигателя Емкость системы смазки, л Смазочный материал Срок смены, час Норматив расхода, г/кВт-ч
1 2 3 4 5
Д-14 10 Масло дизельное моторное Т 200 29,9
6Ч-8,5/11 4,5–10 Масло дизельное группы В2 100–250 5,4–9,5
6Ч-10,5/13 5–18 –?– 100–250 6,8
6Ч-12/14 25 Масло дизельное группы Б2 200 8,6
1Ч-12/16 2,5 –?– 120 4,1–5,4
6Ч-15/18 50 –?– 150 10,9–12,2
12Ч-15/18 75 Масло дизельное МТ-16п 150 12,2
12Ч-18/20 250 Масло дизельное группы Б2 300 10,9
12Ч-18/20 250 Масло дизельное группы В2 500 6,8–9,5

Таблица 2

Нормативы расхода моторных масел для стационарных двигателей внутреннего сгорания

(г/кВт-ч)

Мощность в одном цилиндре, кВт Двухтактные двигатели Четырехтактные двигатели
1 2 3
до 35 13,6 10,9
от 35 до 45 12,9 9,5
от 45 до 55 12,2 8,2
от 55 до 65 11,6 6,8
от 65 до 75 10,9 5,4
от 75 до 85 9,8 4,8
от 85 до 95 8,8 4,1
от 95 до 105 7,5 3,5
свыше 105 6,8 2,7

Таблица 3

Сроки смены и нормативы расхода автомобильного масла группы Б2 для стационарных малолитражных двигателей

Марка двигателя Емкость системы смазки, л Срок смены, час Норматив расхода, г/кВт-ч
1 2 3 4
Л-3/2 1,6 100 21,8
2СД *) 19,0
СД-66, СД-66М *) 19,0
ОДВ *) 19,0
Д-300 *) 19,0
Л-6/2, Л-6/3 2,5 100 21,8
Л-12/4 5,5 100 19,0
ЗИД-3, ЗИД-4,5 1,6 100 19,0
УД-1, УД-2 2–4 100 16,3
М-320, М-321, М-322 5,5 100 6,8

*) к топливу добавляется 4% масла

Таблица 4

Заправочные емкости и нормативы расхода моторных масел для автотракторных двигателей

Марка двигателя Емкость, л Норматив расхода масла (в % от расхода топлива)
масляной системы двигателя воздушного фильтра картера пускового двигателя корпуса редуктора пускового двигателя
дизельного автотракторного
1 2 3 4 5 6 7
А–01 32 3 *) 0,5 3,5 0,8
А–01Л 30 3 *) 0,5 4 0,8
А–03 32 2 *) 0,5 4 0,2
Д–108 37 3,5 2,5 2 3,5 0,8
Д–160 27 3,5 2,5 2 3,5 0,8
Д–180 45 3,5 2,5 2 4,5 1
Д–21 7 0,6 4 0,8
Д–22 9 1,05 4
Д–240 15 1,7 *) 0,4 3 0,2
Д–37 11 1,05 3,5 1,1
Д–37Е 11 1,05 3,5
Д–37М 11 1,05 4,5
Д–48 16 1,1 *) 0,8 4,8 1,5
Д–50 12 1,2 *) 0,8 4,8 1,9
Д–50Л 12 1,2 *) 1 4
Д–54 25 2,2 *) 1 5 0,7
Д–60 12 1,1 *) 4,6
Д–65Н 15 1,1 *) 4 1,5
СМД–14 21 2 *) 1 3 1
СМД–14Б 21 2 *) 1 4,8 0,3
СМД–60 20 3 *) 0,3 3 0,2
ЯМЗ–238НБ 32 7 4,5 0,27

*) к топливу добавляется 4% масла

Таблица 5

Нормативы расхода масел и емкость системы смазки на работу компрессоров

Марка компрессора Система смазки цилиндров Емкость картера, л Норматив расхода масла для цилиндров и сальников, г/час
1 2 3 4
КСЭ–5М разбрызгиванием 15 50–60
2ВП–10/8,
2ВВ–10/8
принудительная 22 60–90
ВП–20/8 многоплунжерным насосом 40 55–70
ВП–205–30/8 –?– 70 80
ВП–50/8 –?– 80 85–100
2ВМ10–50/8 –?– 100 130
4ВМ10–100/8 –?– 200 250
ПКС–5м разбрызгиванием 15 60–80
ЗИФ–55 –?– 12 50–70
ДК–9М, ЭК–9М принудительная 60–90
ПК–10 –?– 60–90
ЗИФ ШВ–5 разбрызгиванием 12 50–70

Таблица 6

Усредненные нормативы расхода масел на работу компрессоров

Производительность компрессора м3 Норма, г/час Производительность компрессора м3 Норма, г/час Производительность компрессора м3 Норма, г/час
1 2 3 4 5 6
1 45 8 60 30 105
2 48 10 65 50 150
3 50 15 75 75 200
5 55 20 85 100 250

Приложение 7 Нормы расхода топлива и электроэнергии на работу электрических и компрессорных станций

Таблица 1

Нормы расхода топлива для двигателей внутреннего сгорания

(в кг/ч на работу одного двигателя)

Мощность двигателя, кВт Норма расхода топлива при коэффициенте загрузки двигателя
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
а) карбюраторные двигатели
1,5 0,20 0,25 0,30 0,35 0,41 0,48 0,55 0,62 0,70 0,79
2,9 0,38 0,47 0,57 0,67 0,79 0,91 1,05 1,19 1,34 1,50
5,9 0,66 0,81 0,98 1,17 1,37 1,58 1,81 2,06 2,32 2,60
13,2 1,31 1,62 1,95 2,32 2,72 3,15 3,61 4,11 4,63 5,19
22,1 1,96 2,42 2,92 3,47 4,06 4,71 5,40 6,13 6,91 7,74
29,4 2,41 2,98 3,60 4,27 5,01 5,80 6,65 7,56 8,52 9,54
36,8 3,15 3,88 4,69 5,57 6,53 7,56 8,67 9,85 11,10 12,43
44,1 3,62 4,47 5,40 6,41 7,51 8,70 9,98 11,33 12,78 14,31
51,5 4,85 5,99 7,23 8,59 10,07 11,66 13,37 15,19 17,13 19,18
66,2 5,78 7,13 8,61 10,23 11,99 13,89 15,92 18,09 20,39 22,84
84,6 7,03 8,67 10,47 12,45 14,58 16,89 19,36 22,00 24,81 27,78
110,3 9,38 11,40 13,78 16,37 19,18 22,22 25,47 28,94 32,63 36,54
132,4 11,26 13,68 16,53 19,64 23,02 26,66 30,56 34,73 39,16 43,85
б) дизельные двигатели
5,2 0,37 0,45 0,55 0,65 0,76 0,88 1,01 1,15 1,30 1,45
5,9 0,41 0,50 0,61 0,72 0,85 0,98 1,13 1,28 1,44 1,62
8,0 0,56 0,69 0,83 0,99 1,16 1,34 1,54 1,75 1,97 2,20
8,8 0,61 0,75 0,91 1,08 1,26 1,46 1,68 1,90 2,15 2,40
10,3 0,71 0,88 1,06 1,26 1,47 1,71 1,96 2,22 2,51 2,81
16,2 1,19 1,46 1,77 2,10 2,46 2,85 3,27 3,71 4,19 4,69
17,7 1,23 1,52 1,83 2,18 2,55 2,95 3,39 3,85 4,34 4,86
20,5 1,40 1,73 2,09 2,48 2,91 3,37 3,87 4,39 4,95 5,55
29,4 1,84 2,27 2,75 3,26 3,82 4,43 5,07 5,77 6,50 7,28
33,1 2,26 2,79 3,37 4,00 4,69 5,43 6,23 7,08 7,98 8,94
36,8 2,44 3,01 3,64 4,32 5,06 5,86 6,72 7,64 8,61 9,64
40,4 2,75 3,40 4,10 4,88 5,72 6,62 7,59 8,62 9,72 10,89
47,8 3,34 4,12 4,97 5,91 6,93 8,02 9,20 10,45 11,78 13,20

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
55,1 3,76 4,63 5,60 6,65 7,79 9,03 10,35 11,76 13,26 14,84
58,8 3,80 4,69 5,66 6,73 7,89 9,13 10,47 11,90 13,41 15,02
62,5 4,04 4,98 6,02 7,15 8,38 9,70 11,12 12,64 14,25 15,96
66,2 4,28 5,27 6,37 7,57 8,87 10,28 11,78 13,38 15,09 16,90
79,4 4,85 5,99 7,23 8,59 10,07 11,66 13,37 15,19 17,13 19,18
80,9 5,23 6,44 7,79 9,25 10,84 12,56 14,40 16,36 18,45 20,66
84,5 5,36 6,61 7,99 9,49 11,12 12,88 14,77 16,78 18,92 21,18
88,2 6,01 7,41 8,95 10,64 12,47 14,44 16,55 18,81 21,21 23,75
95,6 6,18 7,62 9,20 10,94 12,82 14,84 17,01 19,33 21,80 24,41
102,9 6,38 7,87 9,51 11,31 13,25 15,34 17,59 19,99 22,53 25,24
110,3 6,84 8,44 10,19 12,11 14,19 16,44 18,85 21,41 24,14 27,04
112,5 6,98 8,60 10,40 12,36 14,48 16,77 19,22 21,84 24,63 27,58
125,0 7,53 9,29 11,22 13,34 15,63 18,10 20,75 23,58 28,58 29,77
132,4 8,21 10,12 12,23 14,54 17,03 19,73 22,61 25,70 28,97 32,45
150,0 9,04 11,14 13,47 16,00 18,75 21,72 24,90 28,29 31,90 35,72
158,1 9,80 12,09 14,61 17,36 20,35 23,56 27,01 30,69 34,61 38,75
165,6 9,90 12,21 14,76 17,54 20,55 23,80 27,28 31,00 34,96 39,15
172,8 10,41 12,84 15,51 18,43 21,60 25,02 28,68 32,59 36,75 41,15
184,0 10,74 13,25 16,00 19,02 22,29 25,81 29,59 33,62 37,91 42,45
220,0 13,30 16,40 19,82 23,55 27,60 31,96 36,64 41,64 46,95 52,57
230,0 13,99 17,26 20,85 24,78 29,04 33,63 38,56 43,81 49,40 55,32
242,6 15,05 18,56 22,42 26,65 31,23 36,17 41,46 47,11 53,12 59,48
257,4 15,96 19,68 23,78 28,26 33,12 38,36 43,97 49,97 56,34 63,09
330,0 16,40 21,45 26,97 32,96 39,43 46,37 53,78 61,67 70,02 78,86
360,0 19,44 25,42 31,96 39,06 46,72 54,94 63,73 73,07 82,98 93,44
404,4 20,62 26,97 33,91 41,44 49,57 58,29 67,61 77,53 88,03 99,14
434,0 23,43 30,64 38,53 47,09 56,32 66,24 76,83 88,09 100,0 112,7
535,0 26,13 34,17 42,97 52,52 62,82 73,88 85,69 98,25 111,5 125,6
635,0 30,13 39,41 49,55 60,56 72,44 85,18 98,80 113,3 128,7 144,9
661,8 30,85 40,34 50,73 62,00 74,16 87,21 101,2 116,0 131,7 148,3
698,7 32,63 42,67 53,66 65,58 78,44 92,25 107,0 122,7 139,3 156,9
735,0 33,78 44,17 55,54 67,88 81,19 95,48 110,8 127,0 144,2 162,4
882,3 40,55 53,02 66,67 81,48 97,47 114,6 132,9 152,4 173,1 194,9
1100 53,14 69,49 87,37 106,8 127,7 150,2 174,2 199,8 226,9 255,5
1176 54,55 71,33 89,69 109,6 131,1 154,2 178,9 205,1 232,9 262,2
1265 56,78 74,25 93,36 114,1 136,5 160,5 186,2 213,5 242,4 273,0
2206 108,5 141,8 178,3 218,0 260,7 306,6 355,6 407,8 463,1 521,5

Таблица 2

Нормы расхода электроэнергии для электродвигателей компрессоров

(в кВт-ч на час работы электродвигателя)

Потребляемая мощность одного компрессора, кВт Норма расхода электроэнергии одного электродвигателя, кВт-ч/ч Потребляемая мощность одного компрессора, кВт Норма расхода электроэнергии одного электродвигателя, кВт-ч/ч
1 2 3 4
5 7,5 175 199,7
10 12,4 200 228,3
15 18,0 250 283,8
20 24,0 300 340,5
25 30,0 350 397,3
30 36,0 400 454,1
40 48,0 450 497,4
50 60,0 500 552,6
60 68,5 550 607,9
70 79,9 600 663,2
80 91,3 700 773,7
90 102,7 800 884,2
100 114,1 900 994,7
125 142,7 1000 1105,3
150 171,2

Приложение 8 Примеры расчета

Пример 1. Определить расчетную мощность электрической станции, обслуживающей буровой станок ЗИФ–1200МР с электрообогревом, насосную станцию для подачи воды на буровую мощностью 7 кВт, а также осветительные приборы общей мощностью 3 кВт. Расчеты произвести отдельно для летнего и зимнего периодов, причем в летний период электрообогрев не используется, а в зимний период он используется в течение всей рабочей смены.

Из табл. 2 приложения 2 определяется, что суммарная мощность двигателей бурового станка составляет 129 кВт, а мощность приборов обогрева – 41 кВт.

Из табл. 1 раздела 3 определяется, что коэффициент использования мощности бурового станка составляет 0,7, а величина «cos?» равна 0,7; для приборов обогрева эти значения составляют соответственно 0,9 и 1,0; для насосной станции – 0,7 и 0,75; для освещения – 0,9 и 1,0.

1) Расчетная мощность электрической станции в летнее время определяется по формуле, приведений в п. 3.2.1. с учетом того, что напряжение сети не превышает 1000 В:

кВт

По формуле, приведенной в п. 3.2.2. определяется средневзвешенная мо мощности приемников энергии величина «cos?с».

Поскольку эта величина меньше 0,8, при отсутствии устройств для компенсации реактивной мощности расчетная мощность станции составляет:

кВт

2) При определении расчетной мощности станции в зимнее время в расчетах участвуют отопительные приборы буровой:

кВт

кВт

Пример 2. Определить производительность компрессорной станции при проходке горной выработки двумя перфораторами ПП-63ВБ2 с номинальным расходом сжатого воздуха 3,5 м3/мин и погрузочной машиной ППН-1 с номинальным расходом сжатого воздуха 11,0 м3/мин. Протяженность воздухопровода составляет 1,0 км.

В связи с тем, что перфораторы и погрузочно-доставочная машина работают не одновременно, расчет производительности компрессорной станции производится по потребителю с наибольшим расходом, т.е. машине ППН-1.

Расчет производится по формуле, приведенной в п. 3.3.1:

м3/мин

Пример 3. Определить нормы затрат труда и тарифно–квалификационный состав рабочих на машино-смену работы электростанции ДГА-315УХЛ4 при одновременной работе 3-х агрегатов.

Данная электростанция оборудована двигателями 6ЧН1А–25/34–7 мощностью 345 кВт (табл. 1 приложения 5), суммарная их мощность составляет 1035 кВт. В соответствии с табл. 5 раздела 4 и п. 4.1.2 нормы затрат труда составляют:

машиниста 5 разряда – 1.0;

помощника машиниста 3 разряда – 1,0.

Пример 4. Определить нормы затрат труда и тарифно-квалификационный состав рабочих на машино-смену работы компрессорной станции с приводом от электродвигателей с рабочим давлением 0,8 МПа и подачей каждого компрессора 20 м3/мин.

В соответствии с табл. 5 раздела 4 и п. 4.1.2 норма затрат труда составляет:

машиниста 3 разряда – 1,0.

Пример 5. Определить нормы материальных затрат на машино-смену работы одного агрегата АСДА-100 при нормативном расходе электроэнергии 370 кВт-ч к продолжительности машино-смены 8 ч.

Дополнительные исходные данные для расчета:

– работа проводится при температуре окружающего воздуха +15°С на высоте 1000 м.

1. Из табл. 1 приложения 5 определяется, что данная электростанция имеет мощность 100 кВт. напряжение 400 В (напряжение сети 380 В) и оснащена двигателем 64–15/18 (1Д6БГ). По марке двигателя видно, что данный двигатель не имеет газотурбинного наддува.

2. Результаты расчета коэффициента использования двигателя по мощности приведены в табл. 1 данного приложения.

3. Результаты расчета нормы расхода топлива на машино-смену работы станции приведены в табл. 2 данного приложения; норма расхода топлива составляет 123,9 кг/маш.-см.

4. По табл. 1 приложения 5 определяется, что номинальный удельный расход топлива двигателя составляет 241 г/кВт-ч, а моторного масла – 3,4 г/кВт-ч, т.е. 3,4 : 241 * 100 = 1,41 %. При норме расхода топлива 123,9 кг/маш.-см. норма расхода моторного масла составляет 123,9 * 1,41 : 100 = 1,75 кг/маш.-см.

Таблица 1

Расчет коэффициента использования по мощности для электрической станции АСДА-100

№№ пп Наименование показателей Единица Величина
1 2 3 4
1 Расчетное потребление электроэнергии за машино-смену кВт-ч 370
2 Коэффициент, учитывающий потери на собственные нужды станции 1,05
3 Коэффициент, учитывающий потери в сети (1,05 – для сетей с напряжением 220–380 В) 1,05
4 Суммарная мощность ДВС станции кВт 100
5 Коэффициент полезного действия генераторов станции (табл. 8) 0,9
6 Продолжительность машино-смены ч 8
7 Коэффициент использования электрической станции по мощности
0,566

Таблица 2

Расчет потребления топлива на машино-смену работы одного агрегата электрической станции АСДА-100

№№ пп Наименование показателей Единица Величина
1 2 3 4
1 Номинальная мощность одного ДВС (приложение 5, табл. 1) кВт 110
2 Номинальный удельный расход топлива одним ДВС (прил. 5, табл. 1) г/кВт-ч 235+12:2=241
3 Номинальный расход топлива на час работы одного ДВС (стр. 1 х стр. 2 : 1000) Кг/ч 26,5
4 Коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск, регулировку и техническое обслуживание ДВС (1,015 – для двигателей мощностью до 100 кВт включительно) 1,015
5 Коэффициент, учитывающий использование ДВС по мощности (табл. 1 данного приложения) 0,566
6 Коэффициент, учитывающий снижение расхода топлива в зависимости от использования ДВС по мощности (Кн) (прил. 4, табл. 1) 0,576 (определяется методом интерполяции)*)
7 Продолжительность машино-смены ч 8
8 Расход топлива на машино-смену работы одного агрегата станции кг 123,9

*) при Км = 0,56 Кн = 0,57; при Км = 0,57 Кн = 0,58 (табл. 1 приложения 4, графы 4 и 5).

Пример 6. Определить нормы расхода электроэнергии и масла на работу стационарного компрессора 2ВМ4-24/9 производительностью 24 м3/мин с электродвигателем на машино-смену работы агрегата при продолжительности смены 6 часов.

Из табл. 3 приложения 5 определяется потребляемая мощность компрессора – 128 кВт. Коэффициент полезного действия электродвигателя мощностью 50 – 200 кВт принимается 0,92 (таблица 9 раздела 4).

Норма расхода электроэнергии за машиио смену составляет:

кВт-ч/маш.-см.

В табл. 5 приложения 6 компрессор данной марки отсутствует. Поэтому норматив расхода турбинного масла определяется по таблице 6 этого приложения. В таблице приведены значения 85 г/час при производительности 20 м3/мин и 105 г/час при производительности 30 м3/мин. При производительности 24 м3/мин норматив составляет:

г/час

Норма расхода масла за машино-смену составляет:

кг/маш.-см.

Пример 7. Определить амортизационные отчисления на машино-смену работы передвижной компрессорной станции при односменной работе и продолжительности сезонных работ 3,5 месяца. Принимаемая в расчете амортизационных отчислений стоимость станции составляет 25,2 тыс. руб (цифра условная).

Норма амортизационных отчислений приведена в табл. 7 раздела 4 – 14,3%. коэффициент на резерв (в той же таблице) – 1,25, количество машино-смен при односменной работе – 305 (п. 4.1.6.3), коэффициент сезонности (п. 4.1.6) : 3,5 : 12 = 0,292.

Расчет амортизационных отчислений для станции проводится по формуле, приведенной в п. 4.1.6:

руб/маш.-см.

Пример 8. Определить нормы затрат труда и материальные затраты на техническое обслуживание и ремонт одного агрегата электростанции АСДА–200 стоимостью 75,5 тыс. руб при 3-х капитальных ремонтах в течение срока эксплуатации (цифры условные).

1. Исходные данные для расчета норм затрат труда на техническое обслуживание (ТО–2 и ТО–3) и ремонт приведены в табл. 3 данного приложения на основании данных табл. 1 приложения 3.

Таблица 3

Показатели для расчета норм затрат труда на техническое обслуживание и ремонт станции АСДА-200

Ремонтный цикл Длительность межремонтного периода, маш.-ч Периодичность технического обслуживания, маш.-ч Трудоемкость, ч
структура длительность, маш.-ч капитальный ремонт текущий ремонт ТО–3 ТО–2
ТО–3 ТО–2
К-2Т-К 9000 3000 1500 250 420 160 22 10

Количество проводимых ТО–3 и ТО–2 определяется по формуле:

Затраты времени на проведение технического обслуживания в течение межремонтного периода определяются по формуле:

ч

Норма затрат труда на проведение технического обслуживания (в долях машино-смены) определяется по формуле:

Затраты времени на проведение капитального и текущих ремонтов за ремонтный цикл составляют:

ч

Норма затрат труда на проведение капитального и текущего ремонтов (в долях машино-смены) определяется по формуле:

Общая норма затрат труда на проведение технического обслуживания и ремонта одного агрегата станций (в долях машино-смены) определяется по формуле:

2. Материальные затраты на проведение технического обслуживания и ремонта станций по следующим формулам:

Затраты на проведение технического обслуживания и текущего ремонта одного агрегата:

руб/маш.-см.

Затраты на проведение капитального ремонта одного агрегата:

руб/маш.-см.

Итого материальные затраты:

руб/маш.-см.

Приложение 9 Термины и определения

Энергетическая система– совокупность электростанций, линий электропередачи, подстанций и тепловых сетей, связанных общностью режима и непрерывностью производства и распределения электрической и тепловой энергии.

Электрические станции– электроустановки, служащие для производства электрической и тепловой энергии из других видов энергии.

Подстанции– электроустановки, служащие для преобразования и распределения электроэнергии и состоящие из трансформаторов и других преобразователей энергии, распределительных устройств, аккумуляторной батареи, устройств управления и вспомогательных сооружений.

Распределительные устройства– электроустановки, служащие для приема и распределения электроэнергии и состоящие из коммутационных аппаратов, устройств защиты и автоматики, измерительных приборов, сборных и соединительных шин и вспомогательных устройств.

Система электроснабжения– часть энергетической системы, состоящая из генераторов, распределительных устройств, электрических сетей и электроприемников.

Электроприемник– индивидуальное устройство (электродвигатель, электропечь, электрическая лампа и др.), потребляющее электрическую энергию.

Электропотребитель– совокупность электроприемников (группа приемников электроэнергиии на буровой установке, горной выработке, цехе, мастерской, базе и др.).

Активная мощность– среднее за период значение мгновенной мощности переменного тока, определяемое как произведение действующих значений напряжения, тока и косинуса «фи», причем угол «фи» представляет собой угол сдвига фаз между синусоидами напряжения и тока. Единицей измерения активной мощности являются ватты, киловатты (Вт, кВт).

Реактивная мощность– величина, характеризующая нагрузки, создаваемые в электротехнических устройствах колебаниями энергии электромагнитного поля в цепи переменного тока. Реактивная мощность, потребляемая в электрических сетях, вызывает дополнительные активные потери, на покрытие которых расходуется энергия на электростанциях и потери напряжения в сетях. Единицей измерения реактивной мощности являются вольт-амперы, киловольт-амперы реактивные (В–Ар, кВ–Ар).

Полная (кажущаяся) мощность– величина равная произведению действующих значений напряжения и тока. Единицей измерения полной мощности являются вольт-амперы, киловольт-амперы (В–А, кВ–А).

Коэффициент мощности(косинус «фи») – отношение средней мощности переменного тока к произведению действующих значений напряжения и тока, т.е. отношение активной мощности к полной.

Компенсирующие устройствав электрической системе предназначены для компенсации реактивных параметров сетей, например, линий электропередачи переменного тока и реактивной мощности, потребляемой нагрузками и элементами электрической системы. Для компенсации реактивной мощности, потребляемой нагрузками, применяют поперечно включаемые батареи электрических конденсаторов, синхронные компенсаторы и синхронные двигатели, работающие в режиме перевозбуждения (с опережающим косинусом «фи»).